Мартун Абовян: — Футболист должен уметь проходить через любые сложности

Защитник ФК «Росич» Мартун Абовян уже опытный футболист. Как и многие его коллеги по любительскому футболу, саму игру Мартун совмещает с тренерской деятельностью. А недавно начинающий тренер Академии «Росич» успешно закончил тренерские курсы в  РФС, и получил лицензию «С». Кроме «Росича» в карьере Мартуна были ПФЛ (ныне ФНЛ-2), легионерский опыт в Литвеы и Польше.  Обо всём этом и многом другом, в материале о добром в жизни, но жёстком на поле футболисте.

 

 — Мартун, давай начнём с самого начала. Где ты родился?

 — Я родился в Армении, и ещё до школы мы с родителями переехали в Москву, где я и вырос. И, конечно, в футбол я начал играть уже здесь.

 

 — Почему и когда выбрал футбол?

 — Играл с ребятами во дворе целыми днями. Больше мне ничего было ненужно – я забывал обо всём. Даже лишний раз зайти поесть.

 

 — Как начиналась и проходила твоя карьера?

— Рядом с нами располагалась футбольная школа ПФК ЦСКА. Там, где сейчас находится «ВЭБ Арена». Моя мама в это время работала в школе учителем биологии. И так получилось, что её ученики подошли к ней и рассказали ей о том, что в ЦСКА проводится набор. Я помню пасмурный сентябрьский день, когда состоялся просмотр. И я его прошёл. Только тренер проверил моё свидетельство о рождении (смеётся). Всё из-за  роста. И основу мне заложили в Академии ПФК ЦСКА. Я очень благодарен моим первым тренерам – Владимиру Николаевичу Саутину, который работал в дальнейшем в «Росиче», а недавно ушёл из жизни, и Алексею Владимировичу Говязину. Спустя годы я осознаю, что там я получил важный фундамент.

После ЦСКА у меня был двухлетний период в «Красном Октябре». По уровню эта команда была ниже. Но мы играли и против топовых клубов. Можно сказать, что там я больше раскрепостился. Там была хорошая команда и опять хороший тренер, Чумаков Роман Анатольевич, можно сказать, что мне опять повезло. Я с большим удовольствием ходил на каждую тренировку и постоянно играл. Эти два года можно, сто процентов, занести мне в актив. Когда я туда пришёл, то вроде бы сделал шаг назад, но только для того, чтобы сделать два вперёд. И так и получилось – меня пригласили на просмотр в Академию «Локомотива». Спустя некоторое время меня взяли в «Локомотив», я перешёл в спортивную школу, и вся жизнь уже была подчинена футболу. Там у меня опять был отличный тренер – Волчек Владимир Семёнович. Футбольное образование в «Локомотиве» очень высокого уровня и в дальнейшем, безусловно, помогает. Отмечу ещё одного тренера в «Локо» — Николая Михайловича Ульянова.

 По некоторым причинам я не попал в дубль при выпуске из «Локомотива», и Юрий Нагайцев, который в своё время работал директором Академии «Локомотив», пригласил меня вместе с другом в «Строгино».

Там началось формирование новой команды под ПФЛ. Это и была моя первая команда в профессиональной карьере. А тренировал нас Евгений Бушманов. И хотя перед сезоном его позвали в «Спартак-2», он, всё равно, дал мне очень многое. Даже за короткий промежуток времени он успел сделать огромную работу. Мы все ему были очень благодарны за то, что он дал нам, можно сказать, новый взгляд на футбол.

Я  играл в «Строгино» с переменным успехом. По разным причинам: тренерские решения, иногда из-за своих ошибок. Владимир Щербак отличный тренер и при нём я начал играть. Но, как я уже сказал, периоды были разные. Я считаю, что футболист должен уметь проходить через это и никогда не расслабляться и не раскисать. И всегда продолжать верить в себя.

После двух лет в «Строгино», я попал в команду ЛФК «ФШМ». Я отыграл там год. А позвал меня Владимир Волчек, чтобы я привёл себя в порядок и получил игровую практику. Я чувствовал себя в «ФШМ» отлично, имел постоянное место в основе. И Владимир Волчек посоветовал мне поехать на просмотр в ФК «Рязань», которая в то время не раз становилась призёром ПФЛ. Тренировал её Гарник Арменакович Авалян. Почти месяц просмотра я вытерпел и подписал контракт. Если сравнить «Строгино» и «Рязань», то это две совершенно разные команды. В «Строгино» была одна молодёжь, а в «Рязани» опытные игроки, которые кормят свои семьи, играя в футбол. Конечно, было трудно. Пришлось пройти и через ошибки, и через провальные игры, черёз упрёки со стороны старших партнёров по команде. Но я думаю, что это всё делает нас только сильнее. Никогда не надо искать виноватых, а видеть проблему только в себе, и с ещё большим желанием продолжать тренироваться. И становиться ещё сильнее.  Так всё и случилось. Первый сезон получился скомканным, а во втором сезоне моего пребывания в «Рязани» мы взяли бронзу. Кстати, уже вторую для меня. Первая была в «Строгино». В «Рязани» тогда был очень сильный коллектив. Мы играли друг за друга, и было настоящее сплочение молодёжи со старшими. В общем, это был хороший этап в карьере. За два года в «Рязани» я успел полюбить город.  

Дальше я решил поискать что-то новое. И я попал в Литву в команду «Атлантас» из Клайпеды. Это Высшая лига. Я долго ждал возможности поехать в эту команду. Были проблемы с визой. Когда их удалось решить, полгода я провёл там. Я играл постоянно. Это был для меня очень большой опыт. В том числе, и жизненный. Как оказалось в Литве только люди старшего поколения говорили на русском языке, а уже мои сверстники и партнёры по команде наш язык не употребляют, так как не знают его.

Там я многому научился. Например, у команды были трудности с заработной платой. Клуб снимал мне квартиру и кормил, а свои заработанные деньги я получил уже после того, как покинул эту страну.

После Литвы я вновь оказался в «Рязани». Тоже на полгода. Туда я вернулся более заматерелым игроком. Вообще, я из Академии выпускался как опорный полузащитник, но уже в «Строгино» начал играть в центре защиты, а в «Рязани» я играл и в защите, и в полузащите. В зависимости от игровой схемы. С удовольствием отыграл полгода в «Рязани», где у меня осталось много друзей, с которыми мы с всегда общаемся. Но я опять решил поискать что-то новое. И получился вариант с Польшей. Я даже не знал, в какую лигу поеду. Знал только, что они посмотрели видео с нарезками моей игры и статистику, и хотят видеть меня в своей команде.

Команда играла третьей польской лиге – «Уния» из города Тарнув. Это рядом с Краковом. Уровень польского футбола оказался очень высоким – там хорошая организация. Я получил настоящее удовольствие от польского периода моей жизни: и от футбола, и от фанатов. Даже на том уровне болельщики там творят что-то невообразимое. У нас было своё дерби. О нём в команде начали говорить за два месяца до матча, и много писала местная пресса. А чтобы больше понимать повышенную степень интереса к игре приведу такой пример: фанаты нашей команды и соперника так ненавидят друг друга, что на гостевое дерби просто не приходят, так как не хотят находиться на стадионе своего оппонента! А нам на первом же собрании сказали, что в экипировке по городу ходить просто опасно для жизни и это запрещено. Культура боления в Польше очень развитая. Конечно, у них есть перегибы, например, жёсткие драки.

Английский язык там никто не использует – только польский. И мне пришлось учить этот язык. Первое время помогал язык футбола, а потом я понял, что мне нужно адаптироваться в стране, где работаю. И так оно и произошло. Я играл в основе, мы постоянно выигрывали, у меня там появились друзья, с которыми мы до сих пор переписываемся и разговариваем по видеосвязи только на польском языке, были отличные отношения с тренером. После каждой игры мы ярко праздновали победы, были переклички с болельщиками. И это очень мотивирует.

Дерби  с «Тарновией» мне тоже удалось. Я провёл один из лучших матчей в моей карьере. Я чувствовал накал в городе. Колонна полицейский окружила стадион. К счастью, мы выиграли. И мне удалось тогда забить один из мячей – это просто непередаваемые ощущения. А вообще, я забивал довольно часто. Например, в первой же игре за «Унию» в Кубке Польши я сделал хет-трик. А затем начался коронавирус. Я два месяца жил один на базе. На улицах почти никого не было. Благо, я мог хотя бы сам тренироваться.

Мне предлагали остаться в Польше навсегда, но я выбрал Москву. У меня здесь семья, друзья и нужно было возвращаться. Плюс у меня была плановая операция, после которой я пропустил год. Трудно было найти себе новую команду, и скоро в моей жизни появился «Росич».

Мой друг Александр Ульянов, который работает тренером в Академии «Росич» рассказал мне, что есть возможность поиграть на уровне ЛФК и попробовать себя в тренерской деятельности. И я был приятно удивлён, когда пришёл в «Росич». Тут очень солидная и фундаментальная структура. И всё здесь соответствует профессиональному футболу. И по сей день, я узнаю много нового.

 

 — Перейдём к «Росичу». Мы прекрасно помним, как ты пришёл, чтобы завоевать место в основе. И был к этому близок. Но травма в заключительной игре перед сезоном в марте 2021 года, перечеркнула эти планы. Как ты пережил этот момент?

 — Это было очень неприятно. Ведь я прошёл всю предсезонную подготовку с командой и сломал руку на последних минутах заключительного контрольного матча. Наверное, мне надо было к тому моменту подойти более рационально. Видимо, меня эмоции подвели. Но и через это тоже нужно было пройти. Я набрался терпения, никого в этом кроме себя не винил и дал себе установку – пройти через это и двигаться дальше.

 

 — Когда появилось предложение поиграть за молодёжку? Сразу ли влился в коллектив? Каково это играть с молодыми ребятами опытному футболисту?

 — К тому моменту я уже работал тренером в Академии «Росич» помогал Александру Ульянову с 2005 годом рождения и Алексею Васильеву с 2004 годом рождения. А он тренировал ещё и молодёжную команду. После травмы я постепенно восстанавливался, а в главной команде «Росича» к тому времени уже был сформирован основной состав. И Алексей Васильев предложил мне поиграть за молодёжку. У меня уже были мысли сконцентрироваться на тренерской деятельности, но желание играть никуда не пропало (улыбается). И оно было очень большим. И я сразу согласился. Мы прошли сборы в Саранске, причём я там был и как тренер, и как игрок. Познакомился со всеми ребятами и в каждом матче я получал удовольствие. За что я благодарен Алексею Викторовичу Васильеву. И самое главное — мы выполнили задачу.

 

 — Что для тебя означает прошлогодняя победа в Чемпионате Москвы среди ЛФК в Дивизионе «Б» с нашей молодёжкой?

 — Это отличные воспоминания. Эмоции от победы можно сравнить с забитыми мячами в дерби в Польше. Мы так долго к этому шли. Всё решалось в последнем матче. Нужно отдать должное всем ребятам. Никто из нас не сомневался, что мы будем первыми. А Алексей Викторович буквально жил этим: изучал соперников, нашу игру, думал, как нам сыграть лучше. И мы были вознаграждены за наши старания и большое желание.

  — Сейчас ты являешься кандидатом на место в основе ФК «Росич». Причём, железным. Уже нашёл взаимопонимание с партнёрами?

 — С каждым днём его становится всё больше. Мы и на сборах не только тренируемся, но и стараемся узнать друг друга лучше. Это поможет нам в сезоне. Плюс я вижу, как работает наш тренерский штаб. Сергей Валерьевич Мачула и Владимир Сергеевич Юдин полностью отдаются делу, вкладывают в это душу. И наша задача, как игроков, состоит в том, чтобы проникнуться идеями тренерского штаба и помогать им во всём. Выполнять их установку и быть с ними на одной волне. Это сейчас очень важно для достижения цели.

 

 — Как считаешь, кто будет нашим конкурентом в предстоящем чемпионате?

 — По традиции это наш соперник по дерби «Зеленоград», а кто ещё, покажут первые туры.

 

 — Сможем ли мы выиграть золото в шестой раз подряд?

 — Я уверен, что нам надо включаться максимально с первой игры, без всякой раскачки. Нужно сразу подтверждать тот статус, который есть у «Росича» последние пять лет.

 

 — Совсем недавно ты успешно отучился на тренерских курсах РФС и получил лицензию «С». Какие планы в дальнейшем?

 — Я сразу понял, что профессия тренера очень сложная. Есть много нюансов, которые ты просто не замечаешь, когда играешь в футбол. Нужно много думать и брать ответственность за всю команду. Тебе необходимо каждый раз придумывать что-то новое в тренировочном процессе, постоянно учиться и анализировать свои действия. На месте стоять никогда нельзя.

Я бы хотел шаг за шагом двигаться в тренерском деле. Но пока есть возможность играть, я тоже буду пользоваться этим. Ведь я получаю от этого кайф. Иначе бы я не играл в футбол (улыбается).